Компакт диски

Записи передач в AVI формате можно автоматически помечать индивидуальной меткой внутри каждого файла и вести базу данных покупателей. Таким образом в дальнейшем можно будет выйти на возможных пиратов продукции и предъявить адресный иск, обеспеченный доказательной базой.

Из сообщений на форуме ТВС:

Киби, 30.11.2002:

... Кстати про архив на видео кассетах - 60 часов это ежели брать кассеты по 1,5 часа - 40 штук получается. Наверняка большим тиражом полный архив выпустить не удастся - несмотря ни на что, IMHO, найдется не так много любителей ТС, готовых выложить около сотни шкурок убиенных енотов за метровой высоты архив в VHS формате. Да, к тому же, Тушите Свет, это не полнометражный фильм (к сожалению ), так что найти нужный выпуск на видео кассетах по сравнению с коллекцией на цифровых носителях будет достаточно сложно. Да что я тут пишу - это же как аудио кассета и компакт диск - почувствуйте разницу.

К тому же, как представлю себя на месте продавца-видеокиоскера, которому предложили распространять сериал на 40 кассетах, - волосы дыбом становятся! Это же сколько места надо в ларьке занять одним только экземпляром коллекции ТС. В итоге будет закупаться только один экземпляр архива, из которого сразу же будет продана пара-тройка кассет, и коллекция станет неполной... А рисковать киоскеры за свой счет ой как не любят!...

В случае с бумажной продукцией в таком случае открывается редакционная подписка на старые номера журнала. И вот тут все упрется в наличие склада у студии Пилот. Смешно, не правда ли? А минимальный тираж архива наверняка не менее тысячи экземпляров каждой кассеты - и чем меньше тираж, тем дороже накладные расходы в расчете на кассету (читай - меньше интереса заниматься распространением архива). Дупликация CD дисков стоит гораздо меньше, чем VHS, кроме того, производится на порядок быстрее (на спец. оборудовании, а не на персоналке). А неизбежные потери студии на том, что архив на CD скопировать и подарить другу легче, чем такой-же архив на VHS, в случае "Тушите Свет" гораздо меньше , чем в случае с любым одиночным компакт диском (меньше упущенная выгода от редупликации "на местах"). Потому как весь цимес имеет именно полная коллеция. А переписать для кого-то 30 компакт дисков сильно труднее, нежели скинуть для него-же один сидюк с новым фильмом... По-любому, за информацией об архиве в цифровом формате будут обращаться на сайт "Тушите Свет" (официальный, неофициальный - не суть важно - главное, запрос идет именно к пилотовцам), а не к пиратской конторке "Васечкин-видео и Co" .

Наверняка, при всей красочности описанной картины есть еще вопрос с авторскими правами на архив. Но я лично сильно надеюсь на то, что программа ТС отличается по статусу от той же коллекции анимационных фильмов студии Пилот. Потому как ежели для распространения архива придется договариваться с руководством НТВ, ТВС и каждым соведущим, бывшим в гостях, то процесс легко и непринужденно накроется медным тазом. Наверняка именно по причине наличия большого количества владельцев авторских прав нет в продаже полной коллеции Пилотовской мультипликации...

Uriah, 30.11.2002:

Моё мнение такое: пока планируется выпустить только архив программ на VHS. Ибо не только владельцев DVD у нас в стране мало, но пока и владельцев компьютеров. А вот видак есть почти в каждой семье. А насчёт авторских прав - да, есть проблемы. Права совместные, и с НТВ пока договориться не получилось, так что с Новожёновым кассет не будет. Когда будут те, что будут - пока не знаю. Знаю, что процесс пошёл, и всё.

Кстати, выпуск архива в любом цифровом виде за пределы "Пилота" чреват волной пиратства. Хотя лично меня это не сильно беспокоит. Упущенная выгода окупится радостью любителей "Тушёнки".

Киби, 01.12.2002:

С тем, что владельцев видеомагнитофонов сильно больше, чем владельцев компьютеров - полностью согласен. Это как в случае с CD и DVD - последних сильно меньше.

А вот с утверждением, что наличие цифровых копий архива поднимет волну пиратства можно поспорить. Во-первых, что есть "волна пиратства", то есть с какого количества начинается волна? Если быть более точным, то не очень корректно оперировать абсолютными цифрами - типа, если 100 человек в день получают копию архива без ведома правообладателя - это волна, а вот если 5 - это лишь эпизодические случаи.

По-хорошему, следует рассчитать выгоду от распространения архива в конкретном формате, приняв во внимание и размер аудитории этого формата, и легкость неавторизованного копирования и возможность это копирование контролировать.

Ущербом от несанкционированного копирования может считаться размер дохода, который был бы получен, ежели конкретный человек с некоей вероятностью приобрел бы легальную запись, в случае, если он не получил бы неавторизованной копии. Тут есть ключевой момент - не все пользователи, получившие доступ к пиратской копии архива купили бы официальную копию, так что ущерб в виде упущенной выгоды они не наносят. То есть наблюдается множество потенциальных покупателей архива и множество потенциальных владельцев пиратской копии, причем эти множества пересекаются, но не на 100%.

С другой стороны пользователи получившие пиратскую копию архива (будем считать, в цифровом виде) могут приобрести архив на кассетах только из-за того, что им больше подходит именно VHS форма, а переводить из цифры на кассеты самому пользователю не хочется. Фактически это эффект получения пиратской копии как рекламы официальной копии архива.

Теперь мне хочется разобраться с природой распространения копий программы. Попробуем мыслить логически - допустим следующее определение волны копирования: волна копирования, это явление распространения копий с увеличивающейся скоростью. В распространении копий принимает участие сеть пользователей (в данный момент примем, что пользователь не является обладателем заводика по печатанию компактов и действует исключительно в целях принесения радости своему знакомому). При этом каждый узел этой сети может быть как донором (пассивным), так и акцептором (активным). То есть пользователь может с одной стороны переписать архив у другого человека (пассивный узел), а с другой стороны стать распространителем этого архива далее (активный узел).

Статистика обменных сетей типа Kaaza или Napster показывает, что количество активных узлов на порядки меньше, чем пассивных. Другими словами, списать архив хотят все, а вот передавать далее - небольшие доли процента. Цепная реакция может получиться только в случае, когда с каждым шагом нарастает количество активных узлов.

Если перейти к абсолютным цифрам, то надо учесть сложность дупликации архива в домашних условиях - на переписывание тридцати компактов уйдет около пяти часов (по 10 минут на CD).

Конкретный пример - радийная передача "Модель для сборки" (выходила ранее на 106.8FM, сейчас вроде на "Серебряном дожде") - каждый четверг (если не ошибаюсь) на протяжении часа или двух ведущий читает фантастические рассказы под аккомпанемент трансовой музыки (передача живет где-то с середины 1990х годов). Известно, что существует MP3 архив записей передачи на 25 CD (и каждые два месяца прибавляется еще один компакт). Однако постоянно активных распространителей насчитывается около 3-4 человек, каждый из которых в состоянии скопировать не более двух копий архива в неделю. Удивительно, что количество активных на протяжении долгого времени пользователей является постоянным.

А из 10 человек получивших копию, только пара передает архив своему другу и на этом заканчивает свою миссию по распространению архива - остальные не распространяют архив далее вообще. То есть, кол-во активных центров такой сети не увеличивается со временем. График увеличения количества копий архива практически линейный (около 10 копий в неделю). А так как у аудитории программы наблюдается небольшая текучка (постоянно приходят новые люди), то спрос остается неудовлетворенным (нет насыщения). Так что никакой волны пиратства, к счастью, не наблюдается.

Выше я рассматривал ситуацию, когда среди распространителей нет владельцев заводов, станков, пароходов и копирование дисков производится в домашних условиях. А теперь предположим, что распространением архива записей "Тушите Свет" заинтересовалась какая-нибудь нелегальная группа видео пиратов. Эти пираты каким-либо путем получают цифровую копию передачи, формируют архив и начинают его распространять. Единственный вопрос - как они выйдут на массового покупателя цифровой копии? Аудитория телепередачи сильно рассеяна по территориальному признаку. Ежели выйти на улицу и начать опрашивать каждого встречного-поперечного, не желает-ли он приобрести цифровую копию передачки "Тушите Свет", пирата ждет большой облом. Именно поэтому для распространения архива не подходит традиционная диллерская сеть - слишком мала вероятность, что продукт будет куплен в каждой конкретной палатке или на развале. Как я уже писал, в таком случае создается сервис продажи по заказу. Так как покупатели цифрового архива скорее всего имеют компьютер (не правда ли, глубокое предположение? ), то с учетом необходимости охватить рассеянную по большой территории аудиторию логичнее всего воспользоваться услугами Интернета. То есть пираты создают сайт, через который пользователи могут заказать пиратскую версию архива. И все бы было хорошо, но тут неоспоримое преимущество будет иметь официальный сайт передачи, предоставляющий подобную услугу. Потому как в конце передачи будет показываться адрес именно официального сайта, а не пиратской шарашки .

Доходы пиратов являются высокими только потому, что они не производят авторских отчислений при продаже продукта. Так что, единственными законными "пиратами" могут быть только авторы передачи. При этом авторы всегда смогут извлечь выгоду не меньшую, чем пираты, а ежели учесть преимущество, описанное в предыдущем параграфе, то и гораздо бОльшую выгоду.

Сейчас конец 2002 года, вышло уже более 300 передач. Пираты с успехом могли начать распространять цифровые копии передач, записанных с телеэфира. Но где, черт подери, эти пираты? В реальности же, на данный момент в Интернете отсутствуют сайты пиратских группировок, делающих бизнес на продаже цифровых копий "Тушите Свет". Видимо потому, что пираты являются сугубо прагматичными людьми, и не желают организовать новую модель выхода на потребителя, когда диллерская сеть не работает. У них уже есть работа, которую сделать более просто (копирование полнометражных популярных фильмов, выпущенных на DVD), а также налаженная методика получения за эту работу денег. И "Тушите Свет" не вписывается в эту методику.

Все вышесказанное касается не только архива записей "Тушите Свет", но описывает ситуацию с архивом любой переодической передачи или большого сериала. На данный момент на рынке пиратского цифрового видео остутствуют представители таких сериалов как "X-files", "Simpsons", "Babylon 5" и других... Почему-то никак не удается найти пиратские архивы "Антропологии", "Кукол", "Итого" и других популярных передач. Зато в редакциях большого количества толстых журналов всегда можно заказать старые номера, а на Amazone - официальные DVD с посезонным архивом Сипсонов, X-files и другими не менее популярными сериалами. Такие дела...

P.S. Еще раз акцентирую внимание на том, что рынки архивов в виде видеокассет и компакт дисков практически не пересекаются, то есть спрос есть как на цифру, так и на кассеты - это разные ниши. При этом доходы от распространения передач на цифровом носителе могут быть сильно больше в расчете на кол-во вложенных усилий, так как стоимость создания цифровой копии сильно меньше стоимости создания аналоговой копии. Кстати, пересылка одного CD по почте дешевле более чем в три раза, чем одной видео кассеты VHS. А при распространении архива на 30 CD можно уменьшить вес коллекции, использовав многокарманные упаковки. Так что стоимость пересылки по почте CD архива будет раз в десять меньше, чем архива на видеокассетах.