Радиостанция "Эхо Москвы", 19 Ноября 2000 [13:10-14:00]
В гостях: Лев Новоженов

Ведущие: Алексей Венедиктов

А. ВЕНЕДИКТОВ - Привет, Лев!

Л. НОВОЖЕНОВ - Добрый день!

А. ВЕНЕДИКТОВ - Да, уже день. Как летят годы, как летит время! Я обещал начать с пейджера, я прочитаю первые 13 оценок программы "Тушите свет". Кстати, пока ты сидишь и слушаешь оценки, мы заводим новую программу с телеведущими, и никакого названия лучше "Ящик" мы придумать не могли. Если у тебя будет идея хорошего названия, ты ее пока придумай. Итак, читаю подряд: "Мне нравится", "А мне очень нравится "Тушите свет", большой привет Хрюну, Степашке, Лебедю", "Если бы у меня был телевизор, я бы с удовольствием посмотрела бы", "Правда ли, что Новоженов - сводный брат Осокина?"

Л. НОВОЖЕНОВ - Ну, мы братья по цеху, скорее, так.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А цех - это и есть тот свод...

Л. НОВОЖЕНОВ - Да, отец, который нас свел, отец и мать.

А. ВЕНЕДИКТОВ - "Нельзя ли показывать "Тушите свет" до программы "Сегодня" - позже очень поздно!"

Л. НОВОЖЕНОВ - Когда же человек ложиться? В 23?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, тем не менее. "Программа "Тушите свет" совершенно замечательная, остроумная, смешная, желаем продолжать ее как можно дольше".

Л. НОВОЖЕНОВ - Спасибо!

А. ВЕНЕДИКТОВ - "Совершенно ясно, почему он," - он - это ты - "прибегает к эзопову способу выражения своих мыслей, но все вместе, особенно один из персонажей, выглядит что-нибудь более интеллигентное" - я прочел дословно. Вот есть такое: "Программа "Тушите свет" отвратительная, стыдно за руководителя НТВ, за создателей передачи и за ее участников" - вот, вам не стыдно, а нашей слушательнице за вас стыдно. "Говорят отвратительным языком и отвратительным тоном. Ни смотреть, ни слушать невозможно. Хорошо бы ее прикрыть".

Л. НОВОЖЕНОВ - Ага. Я не знаю, что тут говорить. А это не та самая слушательница, которая рано ложиться спать?

А. ВЕНЕДИКТОВ - "Хрюн со Степаном очень симпатичны, хотя Филипп мало раскручен. Вообще на этих персонажах вы могли бы неплохо заработать, т.е. НТВ - сделать игрушки, сувениры, символику и т.д.". "Совершенно замечательная передача "Тушите свет", с нетерпением жду ее каждый вечер. Уже забыла, когда смеялась одна и вслух".

Л. НОВОЖЕНОВ - Приятно.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Мне предлагают назвать передачу "Включайте свет". Ну, вот. Значит, тебя самого-то не коробит Хрюн Моржовый?

Л. НОВОЖЕНОВ - Я просто знаю кухню немножко этой программы.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, расскажи, открой крышечку, то, что можно.

Л. НОВОЖЕНОВ - Знаю все претензии, которые к ней предъявляются, знаю все разговоры, шум закулисный, как она придумывалась, как она осталась в эфире, как она передвигалась все время по времени. Знаю динамику ее развития. Она вышла в эфир, по-моему, 4 августа этого года. Я начну с того, что делает это студия Александра Михайловича Татарского, "Пилот", и предложение мне участвовать в этой передаче как раз и поступало через него.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Татарский - это "Пластилиновая ворона".

Л. НОВОЖЕНОВ - Да, "Падал прошлогодний снег", и многие другие проекты, не говоря о том, что он из такой артистической семьи цирковой, его отец писал еще репризы для Никулина, о чем в воспоминаниях Юрия Владимировича написано. И само по себе имя этого человека служило для меня залогом, что это будет интересно, интеллигентно, тонко, что это будет. Ну, мы все, люди нашей профессии, испытываем дефицит такого креативного общения, если можно сказать, мы всегда радуемся новым контактам такого рода. И я думаю, что я не ошибся, потому что потом я познакомился с замечательной плеядой авторов, режиссеров и уникальной технологией мультипликационной.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вот, давайте немножко по технологии, потому что абсолютно непонятно, вот как делается программа технически. Вот, ты пишешь отдельно, они - отдельно?

Л. НОВОЖЕНОВ - Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Отдельно?!

Л. НОВОЖЕНОВ - Да. Мы начинаем, мы записываем сейчас, у нас мотор в 11:30 утра, день в день, причем уже готов сценарий, причем на злобу дня - это было одно из условий телеканала - то, что каждый выпуск программы будет попадать в одну из горячих тем, если не в самую горячую тему дня. Причем не надо забывать, что это еще и мультипликационная технология. Некоторые спрашивают меня - это прямой эфир? Я говорю - а как вы себе представляете прямой эфир со свиньей и зайцем? Они же не живые, это невозможно. Хотя в этом - такая вера людей в технологию, в науку, что человек все уже может.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Может быть, ты сам мультипликационный, никто же не знает?

Л. НОВОЖЕНОВ - Может быть, некоторые так и думают. В Интернете был тоже такой прямой эфир, и люди выражали явное недоверие к тому, что я - живой. Они говорили, что, может быть, он виртуальный, предъявите доказательства!

А. ВЕНЕДИКТОВ - Почеши в затылке, это называется.

Л. НОВОЖЕНОВ - Сначала записывается мой диалог с, еще нет никаких животных, это происходит в 11-той студии - в той самой знаменитой студии, где выходит "Глас народа" и другие брэндовые программы НТВ, такая красивая студия в стиле хай-тек. Там сижу я и сидят 2 человека, которые являются одновременно и продюсерами, и авторами этой программы - это Владимир Неклюдов и Ростислав Кривинский - это очень талантливые, сравнительно молодые люди, им 32 года, один из Одессы, другой из Донецка. Люди во всех отношениях удивительные. Это - новая генерация т.н. юмористов, хотя мне...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Они пишут все репризы вот эти вот?

Л. НОВОЖЕНОВ - Они пишут в принципе сценарий, они в принципе пишут политический фельетон в жанре пьесы ежедневный, что, ну, я не знаю другой такой команды, которая могла бы это делать сегодня в России!

А. ВЕНЕДИКТОВ - Только вот эти двое? Все время одни?

Л. НОВОЖЕНОВ - Ну, за ними есть еще пара-тройка авторов, потому что все болеют, все в запарке, они там по телефону звонят из Останкино на свою студию, которая находится на Покровском бульваре, студия Татарского, чтобы они уже готовили репортаж - ну, сюжет, с которого открывается программа. Все это вот так вот, на бегу. Значит, они снимают меня, я с ними разговариваю.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А они читают за Хрюна и Степана? Наговаривают, да, они же?

Л. НОВОЖЕНОВ - Ну, наговаривают, да. Потом они мчатся туда, на Покровский бульвар...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ты пошел пиво пить, ты успокоился, ты свободен?

Л. НОВОЖЕНОВ - Я пошел на "Старый телевизор". А они побежали, сломя голову, через всю Москву, которая забита машинами, туда. И дальше начинаются уже сложности. Дело в том, что это уникальная американская технология анимационная, которая позволяет вот то, что раньше делалось годами в мультипликации, там, движения, вот эта анимация, пластика, там актер - он же и режиссер, который надевает специальный костюм такой с датчиками, и который задает движения Хрюну и Степану.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Т.е. там есть актеры, которые задают движение?

Л. НОВОЖЕНОВ - Да, движение, а потом другие актеры, замечательные актеры, один очень известный - это Александр Сергеевич Леньков, народный артист России театра Моссовета, известный актер, не старый по возрасту, а старый по...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Известности.

Л. НОВОЖЕНОВ - Это - заяц.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Т.е. он озвучивает Степана. Леньков?!

Л. НОВОЖЕНОВ - Да, Леньков.

А. ВЕНЕДИКТОВ - С ума сойти!

Л. НОВОЖЕНОВ - Причем когда он, они ведь ездят на гастроли, и нужно их заменять иногда, и один раз был такой момент, когда Ленькова не было и за него озвучивал другой человек, пытаясь ему подражать. И моя жена сразу узнала, хотя актер был очень хороший, потому что вот это пришептывание, вот этот интеллигентский такой говорок Степана. А другой актер озвучивает Хрюна, молодой актер - чрезвычайно талантливый актер театра Моссовета Алексей Колган. Ну, запомните это имя, я думаю, оно будет известным не только благодаря этой передаче. Вот, эти 2 актера. Это так, в общих чертах. Это происходит целый день...

А. ВЕНЕДИКТОВ - А что там делать целый день, там 10 минут передача?

Л. НОВОЖЕНОВ - А монтаж? Ты что, там нужно же все смонтировать! Вот, из этого исходника, меня, движение этих людей...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Безумие какое-то!

Л. НОВОЖЕНОВ - Вот такой вот фильм 15-минутный мультипликационный мог делаться, ну, 2 года раньше на старом "Мультфильме". Ну, вот некоторые упрекают, что вот этот мог быть бы пообаятельнее, там, движения. У них, знаешь, библиотека жестов - например, у Хрюна, там, 15 выражений лица. У этого тоже 15 выражений лица. 20 движений, там, тела, например, почесывание, не знаю, еще чего-то, и все такое прочее. Это очень сложные технологии и, в принципе, в мире таких передач практически нет. Есть, значит, передача, где участвует один мультипликационный персонаж - это уже сложно ежедневно. Ну, вот, так в общем все. а потом не нужно забывать, что все это пишется еще, это же нужно написать, это 5 страниц пьесы ежедневно. Я помню, мы работали еще в "Московском комсомольце", и у нас каждую неделю должен был появляться фельетон. Я помню, Вертеньев там работал фельетонистом, Боря Гуреев. Боря Гуреев был в ужасе от того, что ему каждую неделю нужно писать фельетон. Это тогда еще, в застойные годы, что-нибудь там, про тару, которую нигде не принимают, там, про каких-то бюрократов. А это - политические фельетоны. Причем по глубине анализа, аналитического осмысления - это, мне кажется, на очень высоком уровне.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я все жду, когда на вас иски посыпяться. Ну, вот от имени ЧВС - Черномырдина Виктора Степановича, Хрюн к нему тяготеет, я бы сказал.

Л. НОВОЖЕНОВ - Нет, Анпилов уже сказал, что для меня это большая честь, что меня соединили вместе с Евгением Алексеевичем Киселевым, и сказал, что наше место - на лесоповале.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Мультипликационных, особенно их, понимаешь, вот это нарисовать не проблема!

Л. НОВОЖЕНОВ - И иск пока только один - от Хрюши и Степаши, от "Спокойной ночи, малыши".

А. ВЕНЕДИКТОВ - А, вот так. А что?

Л. НОВОЖЕНОВ - Ну, упрек такой - замахнулись на святое.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, правильно, такие реплики как "веди себя скромнее - не на первом канале!", ну, конечно.

Л. НОВОЖЕНОВ - Ну, вот так вот, в общем. Ну, эта реплика, она появилась после того, ну, мы ни с кем не воюем, я вообще принципиально не обсуждаю работу коллег, не оцениваю ни их программы, ни то, что они пишут...

А. ВЕНЕДИКТОВ - И это правильно!

Л. НОВОЖЕНОВ - Потому что считаю себя не вправе, постольку поскольку работаю внутри этого. Но все-таки приходится отвечать, жизнь заставляет. И как раз накануне, в программе "День за днем" на первом канале была беседа. В студии с ведущей этой программы был Лион Измайлов. И что-то разговор шел о пошлости, ну, обычно, когда говорят про юмор или, там, сатиру, сразу это слово всплывает - пошлость, что пошло, что не пошло. Ну, и отвечая на какие-то упреки, он сказал - ну, я-то что, а вот какой ужас происходит на НТВ! Но там упрек был чисто политический, он был чисто в жанре доноса, что вот как они смеют издеваться над президентом, которого мы, всенародно в общем выбрали. Ну, это все вещи-то знакомые...

А. ВЕНЕДИКТОВ - А как мы смеем издеваться над управдомом, которого назначил президент?

Л. НОВОЖЕНОВ - Ну, понимаешь, это вопросы все риторические.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Но они не всегда пустые.

Л. НОВОЖЕНОВ - Дело в том, что каждый занимается своей работой, значит, мы обсуждаем действия...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Скажи, это Лион сказал?

Л. НОВОЖЕНОВ - Это Лион, да.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А над кем, над чем смеется Лион, можно узнать, в последнее время?

Л. НОВОЖЕНОВ - Я не обсуждаю.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Нет-нет, я пытаюсь вспомнить.

Л. НОВОЖЕНОВ - Я не знаю, я этого не оцениваю. Особенно, знаешь, говорить о том...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Нет, я думала, что ведущая сказала, от своих коллег я этого могу ожидать, но от сатириков - как вы смеете смеяться??? Это странное решение.

Л. НОВОЖЕНОВ - Вот. И мы занимаемся своей работой - мы обсуждаем действия власти. Обсуждаем в своем жанре - жанре комическом, в принципе. Ну, кто-то это серьезно анализирует, а мы - смеемся.

А. ВЕНЕДИКТОВ - "И такие Гоголи, чтобы нас не трогали"

Л. НОВОЖЕНОВ - Да. Но это входит в правила игры, потому что любое величие, да, любая власть должна проходить тест на жизнеспособность. Ее нужно испытывать смехом, критикой, анализов. Если она выдерживает - значит, она...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Да, Лева, это же не власти ответил, коллега по цеху. Давай к пейджеру вернемся до новостей. Тут предлагают нашей слушательнице почитать философа Ортегу о том, что такое массовый человек. Да, ну, поехали дальше. "Кто такой Лев Новоженов? Первый раз о нем слышу" - вы не о нем слышите, вы его слышите, и в этом вся проблема. "Кто озвучивает ваших персонажей?" - это мы уже ответили. Дальше: "Кто пишет тексты?" - смотри, вопросы, да? Дальше там просят ее до "Скорой помощи", после "Скорой помощи", а, вот, это уже до того: "Любопытная передача", "Хотим, чтобы всегда оставались в этой передаче", "Тушите свет - ужаснейшая передача, позор для вас, Лев" - позор джунглям!

Л. НОВОЖЕНОВ - Я понимаю, что в пейджере аргументов не приводятся, но они не приводятся вообще, когда критикуют передачу. Не понятно, хотелось бы послушать.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Нет, мы сделаем обязательно - телефон-то есть. Так, значит: "Студенты в восторге!", "А вы ведете такую гнусную передачу, а "Старый телевизор" - это классно". "Объясните, что это за передача?" - "Тушите свет", передача на НТВ. "Придумайте еще что-нибудь", "Спасибо за программу!" и так и пошло. "Потрясающе острая передача, моя любимая. Спасибо! Антонина Васильевна, 70 лет" - вот аудитория, понимаешь!

Л. НОВОЖЕНОВ - Мне смешное пришло на электронную почту: "так держать, Лев. Связисты израильской армии".

А. ВЕНЕДИКТОВ - В семье Степановых 11 человек смотрят от мала до велика. Я еще раз повторяю - без подписи читать не буду! Ни хороших, ни плохих. "Планируете ли вы участие в программе мультяшных героев женского пола?" - вот, в корень зрит, понимаешь!

Л. НОВОЖЕНОВ - Хороший вопрос, я на него отвечу сейчас. Я знаю, это такая эксклюзивная информация, практически интимная, но я ее разглашаю - дело в том, что Колган должен ехать на гастроли - свинья должна ехать на гастроли, 3 декабря случится, и сейчас проблема - что делать? И, видимо, появится жена Хрюна, вместо.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Типо Клава такая, такая же, как Хрюн.

Л. НОВОЖЕНОВ - Да. Она 2 недели должна отработать за него. И сейчас эта проблема решается - вот ответ мой на этот вопрос. Так что появится, да.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Значит, у меня такая просьба - все ваши аргументы мы сейчас переведем на телефон, я после того, как пройдут новости, сразу включу телефон 203-19-22, и там вы будете позорить, стыдить, восхищаться, но аргументировано. И восхищаться тоже надо аргументировано, а то как позорить - так аргументировано, а как восхищаться, так - любим, мол, и вещают трубку!

Л. НОВОЖЕНОВ - Любовь же не нуждается...

А. ВЕНЕДИКТОВ - А ненависть? Нуждается. Хорошо, если просто любим - то любим, и вешаем трубку. А сейчас - новости.

НОВОСТИ.

А. ВЕНЕДИКТОВ - "Спасибо от моего 6-летнего внука - смотрит "Тушите свет" с восторгом" - в общем, от 70-летних, до... Он говорит - спасибо, но микрофон я ему не включил. Вот, Новоженов замечательно доказал, что остальное - видимость. Мы-то думали, что он - живой, а он даже здесь сидит мультипликационный, правильно?

Л. НОВОЖЕНОВ - Да.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Просто только иногда такое по экрану, брык, проходит, и ты как-то меняешься в лице.

Л. НОВОЖЕНОВ - И пьет мультипликационный кофе.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А, между прочим, по поводу мультипликационности, потому что сейчас будут звонки, за мультипликационного Новоженова не отвечаю просто. Я прошу наших слушателей подсесть поближе к телефонам. 203-19-22 - номер нашего телефона. Вы сможете задать вопрос Льву Юрьевичу, или высказать свою точку зрения по поводу передачи "Тушите свет". Мы сейчас о других проектах не говорим, это новый проект, который вот 2 месяца идет или 3, и нам нужно его обсудить. Я думаю, что Льву тоже важна точка зрения.

Л. НОВОЖЕНОВ - Безусловно.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Единственная просьба, не просьба, а указание - представляться, иначе буду вырубать, тушить свет и все остальное. 203-19-22, алло, добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Я впервые дозвонилась, очень рада. Вы знаете что, у меня к вам совет и просто глубокая просьба. Если человек говорит какие-то отрицательное свое мнение, то это его мнение, не высмеивайте и не паникуйте по этому поводу, а вот принимайте это, пожалуйста, как данность. Мое мнение идентичное с той женщиной, которой не понравилась программа. Почему? Аргументы, которые вы просите - потому что так народ наш не разговаривает, уродливые совершенно персонажи, которые воспитывают и молодежь, и тех людей, которые положительно высказываются, вот у них уже испорчен вкус до такой степени, что они этих уродов, и словесных, и, так сказать, внешне, выражающих свою суть, вот так вот они и воспринимают, как восторг. Это ужасно!

Л. НОВОЖЕНОВ - А можно встречный вопрос?

СЛУШАТЕЛЬ - Пожалуйста!

Л. НОВОЖЕНОВ - А нас в жизни окружают только прекрасные персонажи? Красивые?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет, но как говорил Чехов о том, что в человеке все должно быть прекрасно. А у вас, помимо, так сказать, вашей деятельности очень обширной и многогранной, есть одна из основных деятельностей - это человека все же воспитывать и приводить его в конечном результате, ваши программы должны приводить к прекрасному и хорошему.

Л. НОВОЖЕНОВ - Еще один вопрос: как вы считаете, вот такой чеховский персонаж как унтер Пришибеев - он прекрасен?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет, нет, я же не говорю о том, что все должны быть прекрасны. А конечный результат каждой книги, каждой повести и каждой программы, все же вы должны через свои средства выразительности приводить человека к хорошему.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Спасибо большое. Единственное, что тут, конечно, надо сказать, что это не люди, а свин и заяц. А человек Новоженов, на мой взгляд, вполне прекрасен.

Л. НОВОЖЕНОВ - Или стремится к этому.

А. ВЕНЕДИКТОВ - 203-19-22, алло, добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Вы знаете, моей маме 78 лет, она обязательно почитает молитву где-то в 22 часа и потом не ложиться спать, не посмотрев вашу передачу. Так что я огромное вам спасибо! Вы поднимаете ей настроение перед сном, и, естественно, всем нам, потому что мы не можем заснуть без вашей передачи.

Л. НОВОЖЕНОВ - Привет маме большой!

А. ВЕНЕДИКТОВ - А как же вы спали раньше, Господи-то?!

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, вы знаете, это изюминка такая необыкновенная, так что вам огромное спасибо.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А вы не боитесь, что эта передача, здесь я как бы был солидарен с предыдущей слушательницей, испортит вашу 78-летнюю маму? Развратит ее?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, она же помолится я же сказала, что она сначала помолится.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Спасибо! Вот, есть еще против вас противоядие! 203-19-22, алло, добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Спасибо большое! Я хочу вам сказать, что вы такой красивый мужик! Мы вашу передачу всегда любили, а теперь из-за этих уродов, которые ну, с вами не состыкуются, ну, Левушка, дорогой, ну это просто нонсенс какой-то! Уберите этих уродов!

Л. НОВОЖЕНОВ - Работаем на контракте.

СЛУШАТЕЛЬ - Мы стали выключать вашу программу, о чем очень сожалеем.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А может быть, не выключать?

Л. НОВОЖЕНОВ - Что же делать-то?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет, мы не тушим свет, а переезжаем на другую кнопку.

Л. НОВОЖЕНОВ - А что вы смотрите вот в это время?

СЛУШАТЕЛЬ - Левушка, уберите этих уродов! Они наглые, они с вами не стыкуются.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Они его обижают, они ему хамят.

СЛУШАТЕЛЬ - Они наглые, они уроды.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Это подчеркивает его красоту душевную.

СЛУШАТЕЛЬ - Я согласна. Лев - красивый мужик, мы любуемся, когда на него смотрим, но что вы сделали?! Вот, передо мной какая-то дама, я слышала, я просто не выдержала, я не склонна как бы занимать телефон и т.д., но поверьте мне, она была права.

Л. НОВОЖЕНОВ - Спасибо. Принял к сведению.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Принял к сведению - чтобы тебя окружали не уроды, чтобы Хрюн был прекрасен.

Л. НОВОЖЕНОВ - Мне нужно какую-нибудь передачу, где красивые девушки, кордебалет, я буду выходить во всем белом.

А. ВЕНЕДИКТОВ - "Лебединое озеро", Боже мой! 203-19-22, алло, добрый день! Ну, вот, точки зрения твоих почитательниц разные, как мы видим.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Значит, вы знаете, что, может, эту передачу и можно как-то с юмором воспринимать, но очень много каких-то пошловатых передержек. И вот то, что бабушка звонит и говорит, что она с внуком смотрит - ну, наверное, внуку 6-летнему надо спать в 23:30...

А.ВЕНЕДИКТОВ - Ну, пусть это уже каждая бабушка с каждым внуком решает!

Л. НОВОЖЕНОВ - Она сейчас идет в 22:45.

СЛУШАТЕЛЬ - Вы знаете, я начинала смотреть, когда она была вечером, а потом просто не выдержала.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А в чем пошлость, не скажите?

СЛУШАТЕЛЬ - В чем пошлость? Вы знаете, ну какая-то она, я скажу, может быть, я кого-то оскорблю - она для плепса.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А вы пример пошлости не могли бы привести, чтобы Лев понял?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, если еще заяц там как-то более-менее, хотя тоже...

Л. НОВОЖЕНОВ - Ну, там заяц - интеллигент.

СЛУШАТЕЛЬ - Ну да, в кавычках - ну, и такой же манкурт, как и второй у вас. И вы знаете, а вот этот ваш свинтус - ну, это нечто!

А. ВЕНЕДИКТОВ - Нет, это - ваш свинтус.

Л. НОВОЖЕНОВ - А вы бы хотели, чтобы там свинья вежливая была? Или сократиться?

СЛУШАТЕЛЬ - Нет, нет, не годиться. Хотелось бы, знаете, посмеяться, хотелось бы остроумия.

Л. НОВОЖЕНОВ - Скажите, пожалуйста, а над чем вы сегодня смеетесь на телевидении? Какая передача вас веселит?

СЛУШАТЕЛЬ - В основном, над всеми передачами. А над чем я смеюсь? Я просто читаю старые книжки, старые журналы.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, "Коммунист" 70-го года - очень смешно!

СЛУШАТЕЛЬ - Нет, я не коммунист. Я не из коммунистов.

СЛУШАТЕЛЬ - Да нет, я сказал, что "Коммунист" за 70-й год сейчас воспринимается очень смешно.

СЛУШАТЕЛЬ - Может быть. И даже многие, может быть, старые журналы, вот которые мы как-то пролистывали, вот, в "Новом мире" что-то такое и т.д., так - а, когда-нибудь прочитаем, сейчас читается с большим удовольствием, чем современное.

Л. НОВОЖЕНОВ - Кто это пролистывал?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Замечательно!

Л. НОВОЖЕНОВ - О ком вы говорите - пролистывали? Мы их, например, читали.

СЛУШАТЕЛЬ - Но не все.

Л. НОВОЖЕНОВ - А все прочитать невозможно. А что вы сейчас читаете, вот, что?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, я сейчас читаю все старое - Мережковского, Алданова с удовольствием.

Л. НОВОЖЕНОВ - В старых журналах?...

СЛУШАТЕЛЬ - Нет, не в журналах. У меня книжки есть.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, и отлично. Спасибо большое! По-моему, очень хорошо. По-моему, так злобно как Алданов или так злобно как Берберова

Л. НОВОЖЕНОВ - Берберова - очень жесткая.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Злобная, я бы сказал. У нее там характеристики иногда - за ней Хрюн просто не угонится. 203-19-22, алло, добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Я хочу сказать вам спасибо за передачу, потому что, вы знаете, вот тут дамы звонят и ругаются, а я хочу сказать, что это в психологии людей, плебса - Хрюн, потому что у нас большинство населения так говорит. То, что говорят интеллигенты, это часто бывает, ну, то, что говорит народ, это часто бывает грубо, но верно. Поэтому к этому надо относиться так, как есть.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А вы не боитесь развратиться этой передачей?

СЛУШАТЕЛЬ - Все идет от семьи. Понимаете, если в семье нормальные отношения, их телевизор не испортит. Ну, если его нормально смотреть.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Спасибо! А это вот такой плебсу на плебсе, я бы сказал так. Продолжаем разговор?

Л. НОВОЖЕНОВ - Да. Кстати, я вспомнил, что ведь свинья - это такой вечный персонаж, он переходит из одной книги в другую. Я сейчас вспомнил Салтыкова-Щедрина, "Разговор свиньи с правдой", по-моему.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Да, да, да! Нет, ну, просто надо читать старые книжки, правильно, я абсолютно согласен. И Алданова тоже.

Л. НОВОЖЕНОВ - А Берберову уж сам Бог велел.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Так, тут кто-то умирает, сейчас я прочитаю: "Ой, ребята, я умираю над этими тетеньками! Наверное, передача Новоженова стала такой же умной и душевной, как эти тетеньки" - умирать не надо только, единственная просьба! Что, имеют право смотреть, читать, не смотреть, не читать, воспринимать Берберову как дона Менадо. Алло, добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Я Льва Юрьевича читала в "Московском комсомольце". А теперь я смотрю постоянно передачу "Тушите свет" . И когда она была еще в 23:45, и когда в 22:45. С восторгом! И просто боятся люди узнать себя, когда критикуют Хрюна и когда восхищаются Берберовой, начинают говорить красивые слова по поводу классиков и что они там читают, и все это. Замечательная передача! Нашему народу нужно смотреть, слушать и думать!

Л. НОВОЖЕНОВ - Спасибо большое!

А. ВЕНЕДИКТОВ - Может быть, назвать эту передачу "Зеркало"? но это будет уже совершенно...

СЛУШАТЕЛЬ - Может быть. Это будет что-то!

Л. НОВОЖЕНОВ - Такая уже есть.

СЛУШАТЕЛЬ - И - пораньше, чем 22:45.

А. ВЕНЕДИКТОВ - И пораньше, хорошо. Некоторые руководители "Медиа-Моста" лоббируют, чтобы ее поставили пораньше, и еще б повторяли. Ну, здесь развернулась дискуссия на пейджере: "Передача ужасна, как и "Итого" - а уж "Итого" чем не потрафило? Там просто прямая речь идет!

Л. НОВОЖЕНОВ - А просто заодно "Итого".

А. ВЕНЕДИКТОВ - И как изобретение - телевидение. Ужас какой-то.

Л. НОВОЖЕНОВ - А, как само телевидение - само по себе. Ну, как же, это дьявольская игрушка.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Не даром там три шестерки во всех...

Л. НОВОЖЕНОВ - Три пятерки!

А. ВЕНЕДИКТОВ - Да. Алло, добрый день! Пожалуйста, вступайте в контакт с Львом Новоженовым.

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Вы знаете, по-моему, передача очень хорошая, достаточно остроумная. Все замечательно, только вот время как-то немножко...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вот, время. Поздно или рано?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, с одной стороны, хотелось бы, чтобы пораньше, а с другой стороны, отодвинули еще позже "Скорую помощь", которая так нравится. Только вот это вот. А передача, по-моему, замечательная, очень остроумная и хорошо сделана.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А вы не боитесь, что она вас развратит?

СЛУШАТЕЛЬ - Меня?! Безусловно, нет.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Почему вы так? Вот другие уверены, что их развратит.

СЛУШАТЕЛЬ - Как это? Я не понимаю. Как там можно развратиться от передачи?

А. ВЕНЕДИКТОВ - И я не понимаю. Как хотите, так и... Спасибо! Но зато 6-летние внуки, да? Ну, это старая история, как в школе, да - с кем сажать, с двоечником или с отличником? Да, как бы, вот если двоечника посадить с отличником, кто на кого повлияет? Но, понятно в 90 случаях, кто на кого влияет, так что.

Л. НОВОЖЕНОВ - Остается загадочным, как же люди жили? Сколько уже люди живут вообще на Земле? Как же выжило человечество, как же оно жило без Чехова, без Берберовой в 16, 17 веках?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Наверное, все население как один читало Микеланджело.

Л. НОВОЖЕНОВ - Может, "Повесть временных лет".

А. ВЕНЕДИКТОВ - Да, ходили по улицам и декламировали, как в древности, да? О, кошмар какой! 203-19-22 Алло, добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! По-моему, это шикарно, что передача "Тушите свет" вызывает такие отклики, что вот противно, ужасно.

Л. НОВОЖЕНОВ - Отклики шикарные все, и даже ваши.

СЛУШАТЕЛЬ - Спасибо! Просто я хотела сказать, что, конечно, Хрюн - замечательная находка, потому что они такие ходят по улицам, у меня вот сантехник такой вот, ровно! Только он вызывает бессильную злобу, а Хрюн - ну, я могу посмеяться, это здорово.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А нет ли у вас знакомого Степана?

СЛУШАТЕЛЬ - Вот Степана не нашла, но в принципе, он узнаваем.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Спасибо большое! Лев, а тебе ближе по твоему характеру Хрюн или Степан, ты себя считаешь интеллигентом или сантехником?

Л. НОВОЖЕНОВ - Ой, я себя считаю... Я вообще стараюсь о себе поменьше думать, потому что если все время о себе думать, это можно с ума сойти. Думать какой ты, на кого ты больше всего похож. Я думаю, что в каждом человеке есть и то, и другое, и третье, и четвертое, что он поворачивается к миру разными сторонами, и что это - ну, три ипостаси, если так можно сказать грубо, одного и того же, в общем-то, в принципе существа. Это одно и то же существо. Это каждый из нас, потому что мы все немножко конформисты, и хамы, особенно когда нас никто не видит и когда мы можем спрятаться за кого-то.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, в крайнем случае, мы хватаемся за книгу Чехова или...

Л. НОВОЖЕНОВ - За Берберову, да, можем спрятаться. Ну, все мы немножко лошади, как сказал Владимир Владимирович Маяковский. Ну, хамство бывает очень обаятельным, кстати говоря, и это мы тоже знаем по жизни.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, конечно, разное бывает. Вот, нам говорят, что человечество в 16 веке выжило, потому что читало "Евангелие". А что делали мусульмане, они не выживали?

Л. НОВОЖЕНОВ - Или, например, буддисты. Или вообще язычники. И как быть с американскими индейцами?

А. ВЕНЕДИКТОВ - "Лев Юрьевич! Я в восторге от вашей программы! Жму руку и лапы вашим подельникам, Хрюну и Степану. А некоторые слушатели "Эха Москвы" должны быть персонажами вашей программы" - все должны быть! "Улицы полны Хрюнов! И хочется хотя бы по телевидению увидеть что-то доброе и красивое. Телевидение должно поднимать, а не опускать!"

Л. НОВОЖЕНОВ - Что значит - хотя бы по телевидению?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, хотя бы по телевидению.

Л. НОВОЖЕНОВ - По телевидению много передач, которые показывают, ну, там, "Парламентский час" есть передача...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Замечательная передача, там все умное и красивое.

Л. НОВОЖЕНОВ - Да, ну, там есть масса других передач, где показывают, есть целый канал "Культура", кстати.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Есть. Надо попросить Швыдкого туда сделать прогон передач.

Л. НОВОЖЕНОВ - Всего лишь 10 минут, 10 минут эфира, довольно позднего. О чем вообще речь? Столько красивого вокруг и умного.

А. ВЕНЕДИКТОВ - До того, после того. А реклама?! Все с красивыми волосами, пьют соки, купаются в газированной воде, носят красивые колготки. И все недовольны рекламой - почему много рекламы? А там же все красивое - женщины красивые, машины, дома, но все недовольны рекламой. А как раз вокруг "Тушите свет" все красиво. Там, апельсиновые соки, пиво, опять же, правильное.

Л. НОВОЖЕНОВ - Да, "Золотая бочка".

А. ВЕНЕДИКТОВ - "Бочкарев", у кого как. Алло, добрый день!

СЛУШАТЕЛЬ - Здравствуйте! Я очень-очень люблю Льва Юрьевича.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, не надо, не надо лести!

СЛУШАТЕЛЬ - Все понятно, мы и так его понимаем, мы его и так уважаем и любим. Но эти персонажи, которых вы изобразили, отвратительны. Приходится нажимать кнопку и бежать на другую кнопку. Не стоит это делать, понимаете. Может быть, это стоит делать - да, это жизнь, нужно делать это, но с другими персонажами - отвратительны они.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Да они же негодяи!

СЛУШАТЕЛЬ - Да не нужны нам эти негодяи! Вот, правильно сейчас сказали - могут быть обаятельными. Ну, сделайте их обаятельными, тогда мы будем на тих смотреть! Они отвратительны! Просто нет слов.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Отвратительны, мерзавцы. Но вы понимаете, на их фоне Лев выглядит как порядочных человек!

СЛУШАТЕЛЬ - Не надо, он и без этого как порядочный человек выглядит! Он выглядит жалко сейчас, получаются все хуже и хуже в этом смысле у него какие-то передачи.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Откуда вы знаете, вы же - на другой кнопке?

СЛУШАТЕЛЬ - А я и сижу на другой кнопке, к сожалению, а хотела бы его смотреть!

А ВЕНЕДИКТОВ - И смотрите. А вы их, знаете, вы их бумажками закрывайте!

СЛУШАТЕЛЬ - А почему вы так отвечаете? Вместо того, чтобы послушать? Вот, посмотрите, тот, кто сейчас сказал, говорят в основном отрицательно по этой передаче. Почему же вы не прислушиваетесь к этому? Понимаете, просто больно, вот, больно с самого начала, когда видишь только эти две рожи отвратительные.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А когда вы выходите на улицу, скажите ,вы видите...

СЛУШАТЕЛЬ - Не надо, я не хочу видеть плохое в людях, я хочу стремиться к хорошему!

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вы стремитесь, а когда вы выходите на улицу и видите плохие рожи, что вы делаете? Вы не выходите на улицу?

СЛУШАТЕЛЬ - И что? Зачем такие рожи? Это рожи отвратительные!

А. ВЕНЕДИКТОВ - Вы не выходите на улицу?

СЛУШАТЕЛЬ - Ну, вы же не слушаете. Я выхожу на улицу, но я всегда вижу в людях добро, всегда вижу хорошее в людях. А тем более, для детей - это совершенно, знаете, это так унижает.

Л. НОВОЖЕНОВ - У меня к вам, вы знаете,...

СЛУШАТЕЛЬ - Ой, Лев Юрьевич, я вас так люблю!

А. ВЕНЕДИКТОВ - И при этом подольстила! Или это ревность. Я думаю, вы ревнуете его к этим уродцам!

СЛУШАТЕЛЬ - Это не ревность, не надо так.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Что значит - не надо? Я думаю, что вы уверены в этом!

СЛУШАТЕЛЬ - Это серьезный разговор....

А. ВЕНЕДИКТОВ - Какой серьезный разговор, о чем вы? Когда я серьезно говорил? Я думаю, что в основе лежит ревность!

Л. НОВОЖЕНОВ - Спасибо вам за звонок. Меня единственное, что смущает во всех откликах последних - мы все отвлекаемся от содержательной стороны передачи. Мы говорим о том, как выглядит свинья, как выглядит заяц.

СЛУШАТЕЛЬ - Вы же умница, вы же понимаете, что это вам мешает. Вот, отвлекаемся потому, что нам мешают эти рожи. Сделайте их другими! Мы согласны на вашу передачу. Всегда ваши передачи конкретны, определенны, нужны, но они нас именно перекрывают. Это "Тушите экран" получается - мне приходится тушить экран и переходить на другую программу. Но поверьте, я давно вас очень знаю, очень вас люблю...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Да, ревность, я так и думал.

Л. НОВОЖЕНОВ - Значит, спасибо вам за звонок...

СЛУШАТЕЛЬ - Лев Юрьевич, моя фамилия - Крылова, вы должны меня помнить, я актриса.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Я же говорю - ревность! А, попалась, попалась! Все, поймали, да!

Л. НОВОЖЕНОВ - Я вот почему-то подумал, вот мне очень нравится такой художник, вам известный, конечно, дорогие радиослушатели и, Леша, тебе, мне кажется, что сегодня он особенно актуален. Его зовут Иероним Босх. У него там вообще нет ни одного симпатичного персонажа на картинах - там чудовища в принципе, уродцы, маргинальные какие-то такие рожи, Фантастический, дьявольский мир. И в то же время это все заставляет смотреть, от этого очень трудно оторваться. И я задаю вопрос, я не знаю на него ответа, Леша, почему так происходит?

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, как - почему? Потому что как бы - зеркало. Я думаю, что это правильный был один ответ. Мне кажется, если уж серьезно, людям становится некомфортно, когда они частично узнают себя и свои проблемы в этом. Это некомфортно, это неприятно, неприятно на это смотреть, внутри неприятно. Там все искусно сделано, мастера великолепны, но когда ты чувствуешь, что вот он, подлец!, и ты себя на этом ловишь, да, мне некомфортно. Почему мне должны тыкать мордой в мою подлость, в мою трусость, в мою жалкость, в мою псевдоинтеллигентность, там, в мою Берберову, наконец - что мы привязались к Берберовой, сам не знаю? Я думаю, что те же самые женщины, которые звонили, я тебя уверяю, женщины интеллигентные, они знают про Босха, они все прекрасно понимают. Но я думаю, что это их задевает, это их пугает. Можно испугаться - узнать себя, между прочим. Уж лучше нажать кнопку. Я думаю, что это есть. Нет, ну есть какие-то эстетические там - кто-то любит Тарковского, кто-то любит Михалкова, да?

Л. НОВОЖЕНОВ - На вкус и цвет...

А. ВЕНЕДИКТОВ - Да. Но вот то, что такая агрессия... Почему вот больше звонят всегда люди больше с неудовольствием, с ненавистью, чем с любовью, грубо говоря? С критикой, а не с похвальбой? Это всегда так. С другой стороны я хочу сказать, что зрителей прибавилось у этой программы - больше включают, чем выключают, скажем так, и это тоже показатель. И не надо обижать, там, плебс, не плебс, по-моему, да? Но я думаю, что в основе этой передачи как в основе вообще вот "Кукол", "Итого" в разной степени - это, во-первых, самоузнавание, а во-вторых, боязнь самоузнавания. Я говорю, нам нужны гоголи, да, я не помню этой частушки, первое - Салтыковы-Щедрины очень нам нужны, и такие Гоголи, чтобы нас не трогали. Вот, нас не трогали! Понимаешь, дело не в том, что они смеются там над Бушем, Черномырдиным, там, я не знаю, Бараком, а дело в том, что они себя узнают в этом.

Л. НОВОЖЕНОВ - И почти никто, мало кто сказал о содержательной стороне. Действительно, повторяю - ежедневный политический фельетон. Ну, вообще такой сатирический анализ событий дня. И как-то об этом не говорят. Как свинья выглядит, как заяц выглядит, а содержательная сторона как бы стоит за этим, не рассматривается, к сожалению к моему.

А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну, да. Нам тут говорят, что мы устроили какой-то базар. Конечно! Жизнь - базар! Главное, чтобы не рынок, как говорил Черномырдин.

Л. НОВОЖЕНОВ - И не Барак.

А. ВЕНЕДИКТОВ - А Арафат, а это ты про другое. Ну, хорошо! Спасибо большое, Лев.

Л. НОВОЖЕНОВ - Спасибо вам!

Вопросы слушателей из Интернет к этому интервью