МК Бульвар, №15 (253) 8 апреля 2002, Самое главное

Дорогая передача

Герой фильма "Москва слезам не верит", убеждал всех, что через 20 лет не будет ни театра, ни кино - сплошное телевидение. Пророчество не сбылось. Но телевизор, однако ж, стал нам ближе иных родственников. Сколько еще проживет телевидение - нам не дано знать. Но некоторые программы прожили уже столько, что и умирать не обидно...

Свидетельство о рождении


Имя: "Спокойной ночи, малыши"
Дата рождения: сентябрь 1964 г.
Родители: не установлены
Примерное количество выпусков: 13700
Канал-вещатель: РТР

Эпидемия свинки


Российские дети свой выбор сделали.

Представить себе детство без Хрюши и Степашки сегодня абсолютно невозможно. На этих куклах выросло не одно поколение, а сами они при этом оставались вечными детьми. Их рейтинг, измеряемый не социологическими исследованиями, а детской любовью, не падал никогда. Да и авторитет по сей день остается непререкаемым. Если из уст мамы просьба отправляться спать еще может звучать неубедительно, то фирменные слова Хрюши и Степашки "спокойной ночи, девочки и мальчики" воспринимаются детьми однозначно: пора в кровать.

Первые выпуски программы, родившейся в 1964 году, имели мало общего с современным вариантом вечерней сказки. Шли они около семи минут, и не было там ни кукол, ни ведущих. Лишь сменяющие друг друга картинки, под которые дикторы или актеры рассказывали сказки. Вскоре передача оживилась кукольными персонажами - забавными человечками в лице Буратино и двух мальчуганов - Шустрика и Мямлика. Затем режиссеры программы и вовсе решили разыгрывать в эфире настоящие кукольные спектакли, и к компании перечисленных героев прибавлялись то ежик, то ослик... Пока не появились пес Филя и мальчик Ерошка. Последнего зрители полюбили, но с годами авторы столкнулись с проблемой: время бежит, и мальчик должен расти, пойти в школу, институт, жениться наконец. Пришлось срочно отправлять парня "в длительное путешествие". На его месте рядом с Филей появился слоненок, затем - щенок, а в итоге - обаятельный заяц Степашка. Чуть позже к ним присоединился хулиганистый поросенок Хрюша, и трио обрело окончательный вариант. В 1982 году родился последний персонаж передачи - неподражаемая Каркуша. Время от времени появлялись и другие герои: девочка Гуля, кот Цап Царапыч (с ним решили расстаться, когда актер, озвучивавший куклу, эмигрировал в Израиль), Домовой, его внучка Мокрена, Лесовичок - но все они почему-то не прижились.


Тетя Таня Веденеева.

Интересно, что первые выпуски "Спокойной ночи" выходили в дневное время и сопровождались задорной песенкой: "Начинаем, начинаем передачу для ребят. Те, кто хочет нас увидеть, пусть скорее к телевизору спешат". Пока не появились знаменитые "Спят усталые игрушки" композитора Аркадия Островского и поэта Зои Петровой.

Не меньшей любовью, чем Хрюша, Степашка и Филя, пользовались и дикторы: тетя Валя (Валентина Леонтьева), дядя Володя (Владимир Ухин), тетя Света (Светлана Жильцова), а позже - тетя Лина (Ангелина Вовк), тети Тани (Татьяна Веденеева и Татьяна Судец) и другие.

На своем долгом экранном веку "Спокойной ночи" повидала и пережила всякое. Чаще всего тучи сгущались над Хрюшей. В начале 80-х новый руководитель редакции детских программ возмутился: все куклы в передаче моргают, а Хрюша - нет. Вопрос вынесли на ближайшую коллегию Гостелерадио, которая приняла решение заменить кукол людьми. Но возмущению миллионов зрителей не было предела, и через два месяца куклы заняли привычные места. А в начале перестройки на Хрюшу ополчились советские мусульмане, написав гневное письмо в правительство: "Уберите из кадра свинину. Наша религия не позволяет есть нечистое мясо..." На что редактор программы Людмила Ермилина отвечала: "В Коране сказано, что свиней есть нельзя, а смотреть на них Аллах вовсе не запрещает". Другой раз на Хрюшу и вовсе было совершено настоящее покушение. Один из выпусков "Малышей" снимали в зоопарке. Хрюша вопреки всем запретам подошел слишком близко к клетке с медведем, за что и получил внушительный удар лапой. Пришлось его реанимировать на месте.


Тетя Лина Вовк.

Приписывали программе и политические легенды. Якобы, когда состоялась знаменитая поездка Никиты Сергеевича Хрущева в Америку, сняли с эфира мультфильм "Лягушка-путешественница". Когда к власти пришел Михаил Горбачев, не рекомендовали показывать мультик про медведя Мишку, который никогда не доводил начатое дело до конца. Но сами сотрудники "Спокойной ночи" считают все это совпадениями. Хотя уж точно не совпадением было, когда единственный раз за всю историю передачи ее сняли с эфира. Удивительно, но до этого она выходила без перерывов - исключение было сделано лишь в тот день, когда умер "дорогой Леонид Ильич".

В то, что кукольные герои программы живые, иной раз веришь даже сейчас, давно выйдя из детского возраста. А ведь за каждым любимым персонажем - озорным Хрюшей, рассудительным Степашкой, честным Филей и спорщицей Каркушей - скрывается человеческая судьба.

Первым актером, с помощью которого обрел голос Филя, был Григорий Толчинский. Он любил шутить: "Уйду на пенсию, издам книгу "Двадцать лет под юбкой тети Вали". Актер ушел из жизни, когда ему было чуть за 50... Сменивший его молодой Игорь Голуненко, проработав в программе не больше двух лет, уехал в Америку, спасаясь от воинского призыва. Делал там замечательных кукол для местных каналов, был прекрасным специалистом, но... трагически погиб в автокатастрофе. Сегодняшний отец Фили - актер Сергей Григорьев.


Тетя Таня Судец.

Очень долго не могли найти характер Каркуши. Многие актрисы, пробовавшиеся на ее роль, так и не смогли вжиться в образ забавной вороны, пока в "Спокойной ночи" в уже достаточно уважаемом возрасте не пришла Гертруда Александровна Суфимова. Она настолько сжилась со своей подопечной, что представить Каркушу другой было уже невозможно. В 1998-м, на 72-м году жизни, актриса умерла. Разрабатывать новый образ гораздо проще, чем дать вторую жизнь уже всеми любимому персонажу. Каркуша долго не могла найти вторую маму, которая так же понимала бы ее характер и повадки, а главное - говорила тем же голосом. Наконец ворона поселилась на руке актрисы Галины Марченко и, похоже, очень довольна.

Степашка и Хрюша - самые популярные и самые любимые детьми персонажи - до недавнего времени оставались и самыми счастливыми куклами в передаче. Но меньше месяца назад программа "Спокойной ночи" осиротела. Умерла Хрюшина мама - старейший работник программы Наталья Владимировна Державина. Своему любимому поросенку она посвятила жизнь. "Он иногда полностью выходит из-под контроля, - говорила она сама в интервью. - Как ляпнет что-нибудь, мне даже извиняться приходится. За него - не за себя. Я-то знаю, что не могла бы сказать такое ни при каких обстоятельствах! Иногда мне кажется, что у нас просто общее кровообращение. А вообще-то во мне столько же дури, сколько и в этом негодяе..." Ее запоминающийся голос с хрипотцой знают все, а ее дом был буквально завален игрушечными свиньями - подарками от друзей и зрителей.

"Работать с Наташей Державиной действительно было очень трудно, - вспоминает "дядя Юра", актер Юрий Григорьев. - Потому что у нее было потрясающее чувство юмора. Она все время что-то добавляла к Хрюшиным репликам, причем одного-двух лишних слов было достаточно, чтобы я начинал хохотать. Съемку останавливали, взывали к моей совести. Причем сама она умела держать себя в руках. Тут же могла добавить что-то еще, от чего другим становилось еще смешнее. А сама при этом с каменным лицом спрашивала: "А что вы смеетесь?"


Дядя Володя Ухин.

Но не подумайте, что сам Хрюша остался сиротой, как поспешили написать многие газеты. Конечно, ему не хватает родной мамы, но у него теперь есть крестная - Наталья Александровна Голубенцева. Она же - мама Степашки. Сегодня она озвучивает сразу двух персонажей, причем ее голос Хрюши ничем не отличается от голоса Хрюши в исполнении Державиной. А "руководит" поросенком молодой актер-кукловод Егор Абахов.

Только побывав на съемках одной из программ и увидев собственными глазами, каким образом оживают куклы, можно понять, насколько тяжелая работа стоит за этим. Если закрыть глаза и послушать разговор оператора, режиссера и актеров, поначалу можно подумать, что оказался в каком-то странном сумасшедшем доме. "Наташенька, ты, когда медведь уходит, убирай свои уши". "Жор, а ты провалиться можешь?" - "Да запросто". "Анюта, поищи руку медвежью, он должен метлу отдавать". "Хрюн, Степан, ушли из кадра!" "Ну вот и все, теперь моторить будем".

Сегодня "Спокойной ночи" снимают в новой студии, оборудованной яркими современным декорациями. Появилась сложная конструкция-подиум, под который можно "провалиться" самому актеру, а куклу при этом четко показывать в камеру. Но поскольку возможно такое не всегда, актерам приходится иной раз выполнять такие гимнастические кульбиты - спортсмены позавидуют. В день обычно снимают по две программы, а съемка одной бывает длится до 6 часов.


Рахат Лукумыч Акопян.

К каждой кукле относятся очень бережно - в студию их приносят только на период съемок, а все остальное время зверушки проводят в специальном хранилище. Там за ними ухаживают: чистят, расчесывают, переодевают. Здесь же, в картонных коробках, сложен и весь кукольный гардероб. Кстати, шить одежду для них - дело хлопотное и непростое. Одних примерок сколько нужно провести. И тем не менее детским любимцам есть чем гордиться. У Фили и Степашки, например, имеются свои фраки с бабочками. У Хрюши - настоящая "косуха" с заклепками, у Каркуши - бесчисленное количество бантов.

Самих кукол обновляют примерно каждые три года, а износившиеся комплекты отправляются в то же хранилище. За 37 лет и не счесть, сколько там накопилось Хрюш, Степаш, Каркуш и Филь. Кстати, однажды руководство программы решило заказать новых кукол в Англии. Отправили англичанам макеты, фотографии. Но в результате импортные зверята оказались абсолютно не похожи на родных. Все-таки лучше русских художников наших кукол не делает никто.


Тетя Аня Михалкова.

А еще у программы есть своя "фишка". Когда наконец на съемках найден удачный план сцены, все диалоги отрепетированы, режиссер Наталья Ситкова вместо привычного "Мотор!" командует: "Ну все, поплыли!" Что ж, удачного плавания вам, "Спокойной ночи, малыши". Пока вы "в море", за детство наших детей не страшно.


Съемки в разгаре: Наталья Голубенцева прилегла где-то под столом, Георгий Полопригоров спрятался пол раковиной, а Егор Абахов еле дотягивается до стола, чтобы самому не попасть в кадр.

С переходом "Спокойной ночи" с канала "Культура" на РТР в программе появился новый персонаж - Мишутка. Озвучивает его актер-кукольник Георгий Подопригоров. Телевизионный опыт работы у него уже имелся - с его помощью ожила Баба Яга в детской программе "Лукоморье". Кстати, тот же самый персонаж он долгое время играет и в Театре кукол им. Образцова. С Мишуткой пока сложнее. "Для меня еще не совсем понятен его характер, повадки. Пока мы с ним только знакомимся, - считает Георгий Иванович. - И развиваться Мишутка будет в зависимости от того, как будут работать авторы сценария. Ведь "попадание в маску" не всегда бывает с первого раза. На это нужно время. Но я безумно счастлив работать в этой программе. Мне очень повезло. Будем считать, что я добился того, о чем может мечтать актер".


Георгий Подопригоров.

Актер дядя Юра Григорьев работает в "Спокойной ночи" уже около 20 лет. На телевидении начинал еще в "Будильнике" вместе с Татьяной Веденеевой, потом вел "До 16 и старше". Первые несколько съемок Юрию Герасимовичу было сложновато: говорит-то актриса, и машинально поворачиваешься к ней, а не к кукле. Но потом ничего, привык.

- Одно время финансовое положение "Малышей" было тяжелым, и все расходы сводили до минимума, - вспоминает Григорьев. - Программы снимали у актеров дома. Каждый раз съемочная группа у меня "наводила порядок". Я очень люблю комнатные цветы, а ребята всегда обязательно что-нибудь ломали - то веточку, то листочек. Я готов был убить за это. (Смеется.) Один раз вообще весь горшок опрокинули. Но тем не менее я вспоминаю о том времени с радостью. Все-таки обжитой дом - это не декорация, там много каких-то деталей, которые в студии при всем желании не воспроизведешь.


Дядя Юра Григорьев.

Вообще у меня в жизни так сложилось, что я и в театре (Российский академический молодежный театр. - Авт.), и на телевидении работаю с детьми. Для них я - дядя Юра. И, конечно, общение с детьми дает возможность и самому быть помоложе. Ведь когда взрослые забывают о своей непосредственности, они многого себя лишают. Поэтому всем вашим читателям я желаю подольше оставаться в душе ребенком.

Дитя подземелья


Наталья Голубенцева и Степашка: "Мы вместе плохо себя ведем".

За долгие годы работы в программе актриса Наталья Голубенцева настолько сжилась со своим персонажем Степашкой, что лучше ее этого зайчишку не знает никто. И для начала мы решили порасспрашивать о жизни именно его. Степашка оказался не против и с удовольствием дал интервью нашему журналу...

- Степаш, программе твоей скоро 40 лет исполнится...

- Ужас какой-то!

- А тебе-то самому лет сколько?

- Ну вообще-то... Работаю я здесь лет 27. Где-то в 72-м году появился. И я, и Хрюша. Значит... 30 лет работаю. А самому мне, наверное, лет пять. Всегда.

- Скажи, вы с Хрюшей столько лет вместе. Бывает спорите в кадре, а в жизни-то дружите?

- А мы как все дети. Сначала начинаем драться, а потом жить друг без друга не можем.

- Как от программы отдыхаете?

- Вообще летом я очень люблю на дачу ездить - морковку там выращиваю. И всех своих друзей потом приглашаю и угощаю. А зимой мы с Хрюшей любим на лыжах кататься, и Филя нас на саночках катает часто. Вот сейчас еще Мишутку будем просить, чтобы он нас катал. Он си-ильный, большо-ой! Всех троих и Каркушу может покатать.

- Он ведь у вас совсем недавно появился. Быстро подружились?

- Да, он очень хороший, ма-аленький такой! Добрый. Еще ничего не умеет - он же из берлоги пришел. Но я думаю, научится.

- Степаш, а ты знаешь, что у тебя есть мама, Наталья Александровна?

- Конечно, знаю.

- Скучаешь без нее, когда съемки заканчиваются?

- А я без нее и не бываю. Иногда мы ненадолго расстаемся, она уезжает куда-то. Куда - я не знаю. А потом опять встречаемся с утра. Так что только спать ложусь, а утром встаю - она уже здесь. Я ее люблю, вообще-то говоря, немножко...

- Она никогда тебя не ругает, если ты себя плохо ведешь?

- Не-а! Мы с ней вместе себя плохо ведем.

Тут я понимаю, что мы обе начинаем смеяться, и обращаюсь уже непосредственно к Степашкиной маме.

- Наталья Александровна, а к вам такой вопрос возник. Дома, наверное, вам с утра никакой гимнастики делать не приходится. Ее и здесь хватает - и прыгать, и ползать приходится?

- Нет, обязательно делаю. Гимнастика лежа в течение часа - это мое собственное изобретение. Каждое утро - ножки потянем, ручками разведем-все обязательно лежа. Очень хорошая гимнастика, на растяжку. Потом потихонечку встаю и начинаю двигаться. Если не сделаю ее, тогда и здесь ничего не могу - ни влезть, ни слезть, ни куклу приподнять - все болит.

- С новыми декорациями не попроще стало?

- Поинтереснее, я бы сказала. Возможностей больше - можно и общий план пошире сделать, и пол показать. Раньше тяжеловато было - садились просто на стульчик, сгибались под столом, чтобы голову не было видно. А здесь можно спуститься вниз. Хотя теперь ноги все время стукаем, режиссер вот наша ножку поранила. Так что надо еще сориентироваться с этим подземельем. Мы себя так теперь и называем - "дети подземелья".

- Наталья Александровна, как реагируют ваши внуки, когда видят вас вместе со Степашкой?

- Я к ним как-то приезжала в школу со Степашкой и Хрюшей. Вижу по глазам - им нравится. Начинаю говорить - смеются, хохочут сами, будто это не я. Вообще дети меня не замечают, когда я рядом с куклами. У них все внимание на Степашку - с ним разговаривают, ему задают вопросы. И полная вера, что он живой. Даже у моих взрослых внуков.

- Честно скажу, пока мы "со Степашкой" разговаривали, у меня было такое же ощущение. А какова будет дальнейшая судьба Хрюши? Пока будете озвучивать вы?


Наталья Державина и Хрюша были неразлучны всю жизнь. Благодаря ей он превратился в персонажа, обожаемого всеми детьми.

- Я думаю, что Хрюша должен обязательно остаться на экране. Без него - что за передача? А насчет того, кто будет озвучивать... Пока этим занимаюсь я. Для меня Наташечка была очень близка, мы с ней дружили. Не знаю, насколько моя работа понравится руководству... Чувствуешь, конечно, груз Наташиной индивидуальности, которую повторить невозможно. Мы ее все очень любили. Насчет того, сложно ли мне играть сразу двоих, - нет, это уже привычка. Наташа часто болела, и мне и раньше приходилось ее заменять. Но вот эту решающую нотку Хрюше всегда придавала она. Я иногда даже смотрела - что у нее при этом на лице было написано. А лицо оставалось обычным - только глаза наивные какие-то становились. Хрюша у нее ведь был не просто хулиганом. Он был наивный поросенок, фантазер. И этого нельзя терять ни в коем случае. Кроме того, надо, чтобы голос был похож, интонации искать близкие... Конечно, это трудно. Поэтому от меня, конечно, все сейчас ждут, что появится что-то знакомое. Но мне, во-первых, очень лестно, что мне дали эту роль. А во-вторых - приятно. Потому что Наташа мне очень близка, и я даже ощущаю ее в душе. И играю не Хрюшу, а именно ее, Наташу. Может быть, так она продолжает жить.

- Вам за эти годы ни разу не хотелось уйти из программы?

- Нет. Вы знаете, я ведь ради этой программы бросила свою основную работу, не доработав положенного количества лет для пенсии. Ушла из "Москонцерта", потому что не могла совмещать концерты и съемки. И передачу нашу люблю с каждым годом все больше и больше.

Валентина Пескова

Фото: Владимир Чистяков (+ материалы из архивов передачи)