Независимая Газета, # 25 (72) 30 июня 2001 г.

Семь дней по диагонали

Азартные игры

За последние недели на Российском телевидении произошло сразу пять крупных премьер. Правда, всего одна из премьерных передач является в прямом смысле новой - "Большой вопрос" с Александром Гуревичем на РТР. Остальные просто подверглись генеральному ремонту, переезду и смене ответственных квартиросъемщиков. Этого оказалось достаточно, чтобы облик передач и даже целых каналов существенно изменился.

Если раньше главным телевизионными конкурентами являлись РТР и НТВ, то теперь все несколько иначе: НТВ конкурирует с ТВ-6. Итоги этой кампании не стоит подводить хотя бы до истечения ста дней с момента назначения новых руководителей каналов, но уже сейчас мы можем с интересом наблюдать за любопытными кадровыми изменениями в обеих телекомпаниях.

Самое заметное телевизионное событие произошло на НТВ. Приглашение Савика Шустера на роль ведущего программы "Герой дня" - явление отнюдь не творческого порядка, а политический ход новых руководителей компании. Однако уже спустя несколько дней политический ресурс данного назначения практически выработался. Шустер провел несколько эфиров, в этом теперь нет ничего сенсационного, и пора оценивать качество его работы с художественной точки зрения. Поэтому отвлечемся от заслуг бывшего руководителя радио "Свобода", в частности воспитавшего для России квазирепортеров вроде Бабицкого, - Шустер и без того слишком подавлен последним кадровым решением конгресса США.

В силу того, что Савик Шустер долгие годы работал на радио, он отличается от большинства телевизионных коллег. Это было заметно и в передаче "Третий тайм", это стало очевидно в первом же выпуске программы "Герой дня", - он очень много внимания уделяет собственно слову, содержанию своих реплик и форме их подачи. Поэтому каждая фраза Шустера весома, значима. Уже в день премьеры, когда в студию был приглашен Сергей Станкевич, новый ведущий заявил о своих правах: он конгениален собеседникам и не оставляет им ни малейшего шанса на приятное времяпрепровождение, чем часто грешила снисходительная Светлана Сорокина. Участие в программе "Герой дня" отныне становится довольно тяжелым испытанием для приглашенного.

Шустер очень взыскателен. Он жестко логичен и последователен, выдерживает ритм передачи, отлично формулирует вопросы, причем иногда делает это экспромтом, - а многие ли телевизионщики способны на экспромт? Пожалуй, будет уместно провести параллель между Шустером и Познером - оба прошли американскую школу журналистики, работали на радио, воспитывались на одних и тех же ценностях…

Надо надеяться, что "Герой дня" однозначно выиграет от репутации нового ведущего - репутации антисоветчика, освещавшего афганскую войну на стороне моджахедов, а главное, оппонента нынешней российской власти. Уверен, зрителю будет крайне любопытно понаблюдать за тем, как Савик Шустер освоится в столь щекотливой ситуации. Впрочем, он всего лишь задает вопросы…

Между прочим, момента истины не избежал и Сергей Станкевич, первый гость Савика Шустера. Отвечая на вопрос ведущего, касавшийся ситуации вокруг НТВ, демократ первой волны не задумываясь начал хамить новым хозяевам канала, которые, на его взгляд, совершили неблаговидный поступок, вступив во владение своей собственностью. Россияне, конечно, давно привыкли к тому, что демократы порой весьма вольно обращаются с чужой собственностью, но все-таки правила приличия требуют элементарной вежливости по отношению к хозяевам дома, которые на свой страх и риск взяли и пригласили в него демократов.

…Не испытывая никакого злорадства, следует признать, что худшей премьерой последних дней стала реанимация передачи "Тушите свет!" на ТВ-6. Владимир Кара-Мурза, когда-то создавший на НТВ блестящую информационно-комментарийную передачу, теперь вынужден затыкать собою дыры в художественно-аналитическом вещании молодежного канала. Отдавая должное интеллектуальному содержанию программы "Сегодня в полночь", придется признать, что Кара-Мурза, каким он виден на экране, практически лишен телевизионной харизмы и дара убеждения. Наверное, в более интимной обстановке он гораздо привлекательнее. Не многим удается одновременно поддерживать дружеские отношения с Олегом Добродеевым, Евгением Киселевым и Александром Мамутом. Мало кто может похвастать окружением, которое вряд ли можно собрать за одним столом.

Участие в программе, предполагающей некую художественность и артистизм ведущего, вероятно, противопоказано Владимиру Кара-Мурзе. Уже с первых выпусков стало понятно, насколько невосполнимой потерей для передачи является Лев Новоженов. Владимир Алексеевич может конкурировать с ним только в одном пункте: у него с музыкальным слухом дела обстоят получше, чем у Льва Юрьевича, хотя до последнего времени казалось, что лучше не бывает. Все познается в сравнении.

Кара-Мурза, между прочим, вовсе не лишен остроумия и обаяния. Но на фоне гротескных и ярких персонажей, как Хрюн и Степан, он выглядит абсолютно беспомощным и даже лишним. А вот на фоне менее карикатурных Сергея Караганова, Георгия Сатарова и Вячеслава Никонова он смотрелся довольно выигрышно. Не хотелось бы до истечения традиционных ста дней делать крупномасштабные выводы, но, кажется, Владимир Кара-Мурза, ведущий одной из лучших передач старых добрых времен, стал жертвой программной политики Евгения Киселева, постепенно превращающего федеральный канал в подобие драмкружка. Продюсерские и менеджерские таланты последнего мы неоднократно ставили под большое сомнение.

Полным контрастом появлению Владимира Кара-Мурзы в несвойственной ему роли стало участие другого телеаналитика, Николая Сванидзе, в новой передаче "О.С.П.-студия представляет замечательных людей" на РТР. Впрочем, оба случая переквалификации, надо думать, совсем не показательны; они ничего не добавляют к их портретам как телеаналитиков. Но, право же, насколько органичен и уморительно смешон был Сванидзе с гуммозным носом в роли Буратино!

Надо отдать должное непосредственным авторам передачи - и прежде всего великолепной Татьяне Лазаревой, для которой вообще не жалко восторженных эпитетов. Вообще, успех обновленной "О.С.П.-студии", несмотря на шумный пиар, трудно было прогнозировать, - слишком уставшей выглядела на ТВ-6 эта команда отъявленных весельчаков, заеденная семейным бытом и скупкой самых невозможных дубленок в магазине "Снежная королева". На РТР веселая семейка воспряла к жизни.

Ошеломляет участие в программе джазового ансамбля под руководством самого Игоря Бутмана - для юмористической передачи даже слишком много чести. Качество реприз возросло, особенно в тех моментах программы, где явно чувствуется рука "Красной бурды" - на сегодняшний день, пожалуй, самого продвинутого творческого коллектива в юмористическом жанре. Да и сами исполнители уже не столь сильно напоминают артистов провинциального народного театра.

Новая программа "О.С.П. представляет…" несколько уравновешивает ситуацию с развлекательными форматами на РТР и наряду с "Городком" становится образцом фирменной продукции канала. Хочется верить, что Татьяна Лазарева, Сергей Белоголовцев, Михаил Шац и Павел Кабанов отныне будут развлекать нас в дни государственных праздников и затмят собой таких признанных мастеров жанра, как Евгений Петросян и Анатолий Трушкин.

…В прошлую субботу на ОРТ началась летняя серия игр "Что? Где? Когда?". И это была самая грустная премьера. Тень покойного Владимира Ворошилова - не лучший фон для азартной игры, а отвлечься от него не удалось, во всяком случае, в первой игре летней серии. Этому никак не способствовал замогильный голос нового крупье, смодулированный при помощи компьютера. Во время эфира проводилось голосование о дальнейшей судьбе передачи, и каждый раз, когда ведущий призывал голосовать, это напоминало зрителю об уходе Ворошилова.

Пусть меня обвинят в кощунстве, но уж либо превращать "Что? Где? Когда?" в гражданскую панихиду, либо играть по-настоящему. Думается, Владимир Яковлевич сделал бы выбор в пользу последнего. Так или иначе, но в первой передаче серии не возникло ощущения азарта, напряженного интеллектуального поединка. Однако вопрос о судьбе "Что? Где? Когда?" еще остается открытым. Такими передачами не бросаются.

Вадим Шамсулин