Вам не кажется, что за последние десять лет телевидение (и не только оно) потеряло один из самых популярных жанров - сатиру? Нет, юмористические передачи не исчезли, их количество даже возросло, но потерялась острота и злободневность. Мне могут возразить, что подобные вещи в избытке имеются и в информационно-аналитических программах, и в различных ток-шоу. Но только какой от этого толк? Количество обвинений, компромата, взаимных оскорблений, извергающихся Ниагарой на телезрителя (читателя) в период информационных войн обесценили силу слова. А между тем, еще более ста лет назад Генри Уилер Шоу сказал: "Умная и справедливая сатира сплошь и рядом оказывается сильнее, чем закон".
Еще с детства каждый помнит, что быть осмеянным - самое страшное наказание. И с возрастом оно таким и остается, хотя кое-что уже меняется. Если генератор острот начинает проигрывать их объекту по уму, то уже сам в свою очередь превращается в скверную пародию на юмориста. В жизни нередко приходилось замечать, как язвительный насмешник весьма болезненно реагирует на иронию и сарказм, направленные в его адрес. Может, это и стало причиной, по которой со страниц печатных изданий ушли в небытие фельетоны, а с телеэкрана практически исчезли умные пародии на нашу действительность: быть справедливым интеллектуалом сегодня не каждому по карману.
Так что стало с юмором на телеэкране? В большинстве своем он поглупел до пошлости, порой граничащей с похабщиной. Среди первых юмористов страны, которых можно пересчитать по пальцам (Альтов, Задорнов, Жванецкий, Хазанов), нет молодых. Архаичностью веет и от "Смехопанорамы" Петросяна, и от "бородатых" острот "Городка" Стоянова и Олейникова. Можно было бы поставить плюс КВНу, если б не длительный срок его существования, который лишает "кузницу телевизионных кадров" свежести восприятия. Пожалуй, единственные юмористические программы, вызывающие общественный резонанс, находятся на НТВ.
До недавнего времени детище Владимира Гусинского "подкалывало" действующую власть посредством "Кукол" и "Итого". Полгода назад на "передовую" вышел Лев Новоженов с верещащим свином и мягким интеллигентным зайцем, все это - передача "Тушите свет".
Про два первых проекта писалось и рассказывалось уже предостаточно. Также как и про их автора - Виктора Шендеровича, который, впрочем, очень активно открещивается от авторства. Соавтор он. Просто так вышло, что когда в девяносто пятом году прокуратура Российской Федерации во главе с Генпрокурором Ильюшенко возбудила против программы "Куклы" уголовное дело, "отдуваться" на пресс-конференциях пришлось именно Шендеровичу. Хотя кроме него передачу создавали еще два человека: режиссер Василий Пичул (автор "Маленькой Веры") и режиссер монтажа Александр Левин.
Когда в 1994 году у владельцев "Ginjol de l'info" (французского марионеточного цикла) покупались права на производство аналогичной программы в России, авторы еще не представляли, что она будет из себя представлять. Они вспоминают, что пилотный выпуск "Кукол" получился очень "сырым" и поверг в ужас руководство НТВ. В эфир он так и не вышел. Вторую попытку удалось продемонстрировать телезрителю после долгих уговоров. Идея разыгрывать в передаче небольшие пьески, основанные на литературной классике, родилась после ввода российских войск в Чечню. Тогда экранизировали "Героя нашего времени" Лермонтова. С тех пор "Куклы" превратились в острую, злободневную программу, ставшую головной болью для некоторых обитателей Кремля, и не только. Впрочем, некоторые здравомыслящие политики - прототипы гуттаперчевых персонажей - относятся вполне адекватно к пародии на себя. Это же как-никак реклама. Кстати, Виктор Шендерович в одном из своих интервью упоминал, что получил от красноярского губернатора Александра Лебедя в подарок книгу - как символ доброжелательного отношения к его творчеству.
Общественно-паразитическую программу "Итого" можно было бы назвать пародией - как на "Итоги" Киселева, так и на аналогичные программы, если бы зритель не воспринял ее всерьез, как аналитическую. Причем процент доверия к ней у населения, судя по откликам, повыше, чем у ее "серьезных" собратьев. Даже ругают всерьез.
Кроме Шендеровича, в телепередаче в качестве экспертов подводят "итого" поэт-правдоруб (и, на самом деле, очень талантливый поэт в миру) Игорь Иртеньев и "психиатр одной маленькой психиатрической больницы" Андрей Бильжо. Последний, так же, как и его коллега эксперт-поэт, в жизни был психиатром, отработал более десяти лет в известной столичной Кащенковской "психушке". Его саркастические диагнозы для некоторых политиков имеют под собой реальную почву. Видит он это как специалист, о чем и рассказывает в своих интервью.
Последним возмутителем спокойствия на НТВ стала
передача "Тушите свет". Однажды анимационные ведущие настолько взбесили членов
"Трудовой России", что те устроили митинг протеста у телецентра "Останкино", не
желая выслушивать колкости ненавистных мультяшек. Хотя "Тушите свет" и
ориентирована на более широкую аудиторию, чем "Куклы", сюжеты в которых
подразумевают мало-мальское знакомство телезрителя с отечественной литературой,
она не менее затратный в финансовом плане проект. Кажущаяся простота диалогов и
незатейливость комментариев Новоженова, "по-крестьянски" раскрывающих суть
деятельности власти, скрывают кропотливую "кухонную" работу. Сначала записывают
одного Львушку, для которого реплики Хрюна и Степана озвучивают сценаристы (их
четверо - все вышли в свое время из КВНа). Затем рисованное зверье озвучивают
актеры из театра им. Моссовета - Александр Леньков (заяц) и Алексей Колган
(свинья). Готовую запись отвозят на московскую анимационную студию "Пилот"
("Следствие ведут колобки", "Пластилиновая ворона", "Падал прошлогодний снег" и
др.), вот там в кадре наконец-то появляются коллеги Новоженова. Процесс их
оживления достаточно примечательный. В нем участвуют два человека, обвешанные
сенсорными датчиками, сигналы от которых идут на компьютер. Один управляет
движениями зверюги, другой - мимикой. Весь процесс создания десятиминутной
передачи (а на закадровую работу уходит одиннадцать часов) повторяется пять раз
в неделю. Тушите свет!