ТЕЛЕСЕМЬ - Самара № 33, от 17.8.2001

Александр ЛЕНЬКОВ: КОНКУРЕНТ СЛАВЫ ЗАЙЦЕВА

Актера Александра Ленькова на экране увидишь не очень часто. Зато слышим мы его с завидной регулярностью - в информационно-успокоительной передаче «Тушите свет» (ТВ 6) голосом Александра Сергеевича вещает Степан Капуста. Когда телезаяц вместе с программой уходил в отпуск, у актера работы не убавилось.

Встретились мы ровно в полдень в Театре им.Моссовета. Было жарко. Шла репетиция. Леньков появился в черном пальто до пят и с шерстяным шарфом на шее. Уловив мой удивленный взгляд, он пояснил: «Надеваю вот эту хламиду, чтобы быть немножко не собой, а по роли - жителем городских трущоб. Ну что, пошли в гримерную. Там и поговорим, пока на сцену не позовут...»

Козел Дракончику не пара

- Александр Сергеевич, артисты часто рассказывают смешные истории, связанные с их работой. Наверняка и у вас их в запасе есть немало?

- В российском семейном сериале «Дракоша и компания» я играл сельского ветеринара. Знаете, бывают такие «специалисты», которые за все хватаются, на словах все могут, а на деле - пшик, ничего не умеют. Он и животных лечит, и людям зубы заговаривает, и гипноз применяет. По сценарию одна из героинь сериала (актриса Ольга Волкова) просит ветеринара «заговорить» козла, чтобы он на огород не ходил. В итоге весь поселок засыпает, а козел - нет.

Для съемок этого эпизода нашли классического козла с бородой и здоровенными рогами. Я с ним, как тореадор с быком, боролся. Съемки прошли замечательно, вся группа смеялась. Хохотали над тем, как он меня бодал, а я падал, летал, уворачивался. Под конец я вдруг понял выражение «воняет, как от козла». Причем жуткий запах исходил от меня самого. Оказывается, у козла на лбу есть специальные железы. Их секретом он метит территорию, самку, все, обо что трется лбом. Вот и меня пометил. Я вонял страшно. Но, думаю, ничего. Сейчас до Москвы доеду, а там у меня полно прекрасных одеколонов, дезодорантов. Отобью запашок-с. Хозяин козла мои мечты, правда, развеял, уверенно заявив: «Не-е, Санек, на душки не надейся. День вонять будешь. Железно». Я не поверил. Приехал домой - воняю, забрался в ванну, набухал туда ароматизированной пены, сижу, отмокаю и - воняю, вылез, поливаюсь духами, дезодорантами - воняю. Ужас. Ушел в другую комнату спать, бестактно же в таком виде в спальне появляться. Утром все прошло. Это я к тому, если кто задумает с козлами пообщаться, знайте, на сутки такое амбре обеспечено, что никакой скунс с вами не сравнится.

Гусиные страдания

- Говорят, отсняли еще восемь серий популярной передачи «КОАПП», которая шла на ОРТ. Это правда?

- Да, теперь их стало всего шестнадцать. Обещают скоро показать по телевизору. В «КОАПП» заняты чудесные актеры. Многим людям только скажи, что Кашалот - Вячеслав Невинный. Стандартная реакция: «Ой, я уже хочу смотреть!» А какие у нас костюмы! Мой Гусь - тот еще гусь. Особенно гузка у него хороша. Впечатляет. Похоже, что у него в штанах памперс лежит такого размера, будто он его месяц не снимал. Мы решили, что при этом костюме никакого грима не надо. Гусь по характеру - знающий себе цену профессор, но вот с таким идиотским видом. Перья торчат, щетина трехдневная. Из задницы может выдрать перо, подписать какую-нибудь бумагу. Ну откуда еще он перо достанет, не из кармана же!

- У вас с этими съемками связаны радужные воспоминания?

- Кроме радужных, еще и жуткие. Ведь Гусь мой не мог сидеть. Из-за перьев на хвосте. И я все закадровое время проводил в неудобном полулежачем положении. А снимали подолгу, бывало, и по десять часов. К тому же костюм так сделан, что все это время я еще и в туалет не мог сходить. Чтобы его снять, надо было все полностью разбирать. Не предусмотрели никаких отстегивающихся деталей. Я терпел. И минимально пил. А организм, наверное, знал, что на время съемок надо замереть. Зато уж потом, когда я из Гуся вылезал, то, даже не снимая красных ласт, гусиных лап, бежал первым делом в определенном направлении. Все мне дорогу уступали, потому что понимали напряженность ситуации.

Плотник, художник, портной

- У вас много творческих профессий?

- Впрямую - нет. Я артист. Но когда мы выпускали дипломный спектакль «Театр Гарсиа Лорки», был един во многих лицах. Сам оформил спектакль как художник. Как плотник сделал декорации, расписал их. Мало того, я же шью сам. Была такая телепередача «Театральный понедельник», а в ней рубрика «Другая жизнь». Рассказывали там не о хобби, а о серьезных ремесленных увлечениях, если хотите, профессиональных навыках актеров, режиссеров. Меня туда тоже приглашали.

- А шить вы где-то учились?

- Я вполне профессионально шил по той простой причине, что раньше нельзя было свободно купить джинсы, какую-то модную рубашку. Так я это все шил. Не то чтобы учился, нет. Просто взял и начал шить. Горжусь тем, что придумал рубахи из платков одновременно со Славой Зайцевым. Даже немножко раньше.

Первая крыша

- Может, дом на даче вы тоже сами строили?

- Нет, не сам. Это тяжело, хотя было бы правильнее самому построить. Сейчас все, что там сделано, потихоньку переделываю. Интерьер моей дачи выдержан в стиле деревенского жилища. Мебель и украшения интерьера делал я сам.

Вообще, строительство дома - целая история. Когда мы с рабочими обмывали крышу, выпивали помаленьку, я так расчувствовался и говорю: «Вот, братцы, это ведь моя первая крыша». Они так понимающе: «Да, да, и наша тоже первая...» Я встрепенулся: «Как это?» Оказалось, на мою стройку собралась вся интеллигенция Западной Украины. Инженер, учитель, врач - все безработные. Крыша получилась соответствующая. Она течет, она продуваема, и я сейчас все это реставрирую. Вот уже лет пять-шесть.

А вы не хотели бы свою собственную телевизионную передачу сделать? Ведь у вас так много талантов, наверное, были такие предложения?

- Да, были. И не одно. Связанные и с прикладными делами, и с профессией. Но я боюсь постоянства, боюсь надоесть, приесться. Мне интереснее появляться в разных качествах, в разных передачах.

Степановы каникулы

- Александр Сергеевич, вам не надоело работать Степаном Капустой в «Тушите свет»?

- Нет, что вы! Передача, на мой взгляд, очень необычная. Не говорю о творческих находках. Взять хотя бы то, как она делается. В студию даже экскурсии водят. Иностранцы, те просто охреневают, когда понимают, насколько оперативно идет работа. При их компьютерной и всякой другой технической поддержке они не успевают сделать такую передачу за один день. А мы можем. Тяжело только, что съемки идут почти каждый день.

- Как умудряетесь совмещать работу на телевидении и в Театре имени Моссовета?

- У меня в связи с этим появилась сверхзадача, как убежать с театральной репетиции. Обычно помаячишь перед режиссером - и смываешься. А когда тот дернется, где Леньков, каждый коллега с чистой совестью может сказать, да он вот только что здесь был. Слава Богу, что второй состав есть и мы друг друга подстраховываем, чтобы пустот не возникло и выговоров не было.

- А как выходите из положения, когда кому-то из вас, Хрюну или Степану, уезжать в отпуск или на гастроли?

- У меня очень хороший партнер, Леша Колган. Рассекречиваю информацию: он меня заменял, когда я с театром уезжал на гастроли. Есть фанатики передачи. Они, конечно, знают, когда был не Леньков. Но так ли, эдак ли - передача все равно в эфир выходит.

В этот момент ожил репродуктор на стенке гримерной и проскрежетал: «Леньков, на сцену. На сцену, Леньков». Через три секунды Александр Сергеевич растворился в глубине театрального коридора, взмахнув на прощание полами своего длинного черного пальто.

С актером встретилась Татьяна Улиско

наше досье

* Народный артист России
* Родился в 1943 г. в городе Рассказово Тамбовской области
* Окончил Театральное училище при Академическом театре им. Моссовета
* Снялся в сорока фильмах. Самые известные: «Дайте жалобную книгу», «Ключи от неба», «Соло для слона с оркестром», «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», «Зимняя вишня», «Маленькая Вера», «В городе Сочи темные ночи», сериал «Марш Турецкого» и др.